Президент России подписал разработанный ФАС «пятый антимонопольный пакет»
Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 года. Он направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ, отвечающих ряду критериев.
Что это значит❓
Механизм действия Закона о защите конкуренции не изменится, он и сейчас распространяется на цифровые платформы, в нём не выделяется ни одна из групп хозяйствующих субъектов. Однако «пятый антимонопольный пакет» делает исключение для маркетплейсов и агрегаторов – ☝️ теперь 135-ФЗ обращает прямое внимание на их действия и фиксирует, что им нужно обязательно соблюдать антимонопольное законодательство.
Что нового❓
Закон устанавливает новое условие контроля ФАС сделок экономической концентрации — цена свыше 7 млрд руб. Также теперь ФАС при рассмотрении ходатайств о даче согласия на совершение сделки вправе назначить экспертизу и привлечь экспертов для ее проведения.
Так, сделка Яндекс.Такси/Везёт в 2021 году в целях защиты конкуренции и интересов граждан могла быть заблокирована по причине превышения порога согласования с ФАС России в 7 млрд рублей, если бы этот законопроект был принят.
Почему это важно❓
? Скорость играет значительную роль на цифровых рынках. Платформы развиваются быстро и государство должно успевать следить за их работой, в том числе вовремя пресекать нарушения. Нововведения дадут возможность ФАС быстрее защищать права потребителей - подход «пятого антимонопольного пакета» ускоряет работу службы по расследованию антимонопольных дел и меняет подход к анализу рынка. ? Так, закон теперь отражает специфику анализа рынка в отношении агрегаторов и маркетплейсов с учетом характера их деятельности, степени влияния и воздействия на рынок (в том числе, сетевые эффекты).
Что такое сетевые эффекты❓
? Это свойство рынка, которое повышает привлекательность товара с ростом количества его потребителей. Расскажем на примере агрегаторов такси. ?
Чем больше у агрегатора водителей, тем больше к нему подключится пассажиров. И наоборот. Почему? Для водителей снижается время ожидания нового клиента, они получают больше заказов, а для пассажиров снижается время ожидания автомобиля. ??
Наличие сетевого эффекта не зависит от того, конкурентный рынок или монопольный. На конкурентном рынке он выступает в роли ⚖️ противовеса и регулятора. Если рынок близок к насыщению и монополизации, сетевой эффект выступает очень высоким барьером входа на рынок.
Кто попадает под действие «пятого пакета»❓
Запрет распространяется на злоупотребление доминирующим положением маркетплейсами и агрегаторами в случае:
? если они оказывают существенное влияние на смежные рынки;
? их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.
На сегодняшний день к ним точно относятся Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании.
❗️ Важно: антимонопольные требования будут применяться только к доминирующим цифровым платформам в случаях, когда будет выявлено их недобросовестное поведение. Какое, например?
? необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе;
? навязывание невыгодных условий для потребителей;
? создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.